Психология и педагогическая наука сходятся во мнении о том, что воспитание школьников в современных условиях направлено на то, чтобы помочь им достичь успехов в жизни и найти себя в обществе. Большой ошибкой считаются слишком завышенные требования со стороны родителей – они должны быть постепенными и оправданными. Современное воспитание школьников – это ни конвейер, ни муштрование и зубрежка, ни оттачивание нужных деталей на сверхточном оборудовании.
Как говорит министр Просвещения Ольга Васильева: "Школьные годы – это начальный этап в развитии и воспитании каждого человека, значимый период в жизни". Ребенок становится более самостоятельным, на него возлагается определенная ответственность, он привыкает к новым правилам и нагрузкам. Ему приходится менять свои привычки и приспосабливаться к новому ритму жизни. Ведь, кроме уроков, он дополнительно посещает репетиторов, танцы, спортивные секции, занимается английским. И справляться с этим всем самостоятельно его нужно научить.
Достичь эффективности в воспитании помогут несколько правил:
Воспитательный процесс будет эффективным в том случае, если сами воспитатели будут следовать тем правилам, которые они непосредственно предъявляют к школьникам. Влияние школьного воспитания на характер и поведение школьника не так существенно, как об этом принято думать. Успешные и знаменитые люди, киногерои, положительные литературные образы – больше не пример для наследования.
В современных условиях на школьника существенное влияние оказывают персонажи компьютерных игр, звезды шоу–бизнеса. Командный дух и взаимопомощь – также далеко не приоритетные черты для большинства учеников. Дети видят себя, в первую очередь, обеспеченными и с хорошо оплачиваемой работой и специальностью. Эту позицию поддерживают и родители, пытаясь дать ребенку престижное образование. Школа во многом соответствует и поддерживает эти тенденции. Свою основную миссию педагоги видят в образовании, а не в воспитании школьников в современных условиях. Поэтому учителя мало, а то и вовсе не обращают внимания на поведение и взаимоотношения между детьми, а коллективные мероприятия и занятия проводят формально.
Внеурочная работа педагога заключается в проведении экскурсий, поездок, походов в театр, а также обязательных классных часов. В действительности, нормативы, по которым работает и живет современная школа, регламентируют только учебный процесс. О системе воспитания в школе вообще нигде не упоминается. Вполне возможно, что отсюда исходят проблемы современного воспитания школьников.
Поэтому воспитание выглядит не как закономерный, а спонтанный процесс. И его качество зависит от критериев случайного характера: в данном случае от личности и принципиальной позиции педагога. Таким образом, рассчитывать, что школа воспитает вашего ребенка или существенно поможет в этом, не стоит, как и не стоит забывать, какое влияние на каждого человека имеет семья, дом и окружение, а уже потом школа и класс.