Ребенок не всегда различает реальность и воображение. В его мире очень много слоев, он весьма амбивалентен, но вместе с тем этот мир довольно сильно зависит от мира взрослых, ведь взрослые обеспечивают все потребности ребенка. Детские мысли о смерти в первую очередь зависят от возраста ребенка: смерть по-разному ощущается в 4 года, в 10 лет и в подростковом возрасте.
Если ребенку нет 3 лет. Смерть в этом возрасте не является естественной: мы не умираем, нас убивают в игре. И мы можем в любой момент вернуться и «ожить». Но сама смерть может вызвать у ребенка тревожное состояние. Он начинает думать, что это заразно и может случиться с ним. До четырёхлетнего возраста смерть одного из родителей – это потеря, отсутствие чего-либо. И она может нанести травму, если оставшийся жить родитель, находясь в трауре продолжительное время, не может удовлетворить эмоциональные потребности ребенка.
Если ребенку 3-4 года. Смерть воспринимается в этом возрасте как прекращение каких-либо действий: когда люди умирают, они больше не могут двигаться, говорить, есть, иметь детей (для девочек), улыбаться. Вот почему у маленьких детей сон ассоциируется со смертью: когда люди спят, их органы чувств функционируют очень слабо и, когда ребенок просыпается среди ночи, зовет, и никто не приходит, он встает и идет к родителям, как бы проверяя живы ли они, а потом отказывается возвращаться в свою комнату один. Детям в этом возрасте нравится слушать, насколько живителен сон, как он полезен для тела и разума.
Если ребенку 4-8 лет. Ребенок начинает понимать, что смерть необратима. Он понимает это, но ему требуются годы, чтобы это принять. Отец Маши (6,5 лет) погиб в автокатастрофе. С Машей говорили и мама с бабушкой, и психологи о факте его смерти. На вопросы о папе она отвечала, что он умер. Тем не менее, спустя несколько месяцев, когда мама, войдя в комнату, спросила: «Угадайте, а кого я встретила сегодня на остановке?», Маша, не колеблясь ни секунды, ответила: «Папу!». Дети могут слышать о смерти в своей семье и в школе, часто смерть показывают по телевизору, и надо сказать, что иногда это страшные кадры. Смерть отражена в видеоиграх. И все это обезличивает само понятие смерти, делает ее стандартным явлением в нашей жизни. Но одновременно с этим смерть какого-либо близкого для ребенка существа вызовет у него глубокую скорбь.
Возраст, окружающая среда, события – все это влияет на мысли о смерти, возникающие у детей. Характер этих мыслей может заметно отличаться, как и реакция на них. Многое зависит от социального окружения, от семьи. Некоторые дети не показывают своего потрясения и не меняют свои реакции. Окружающие даже считают, что это черствые и эгоистичные дети. В действительности такие дети просто не склонны показывать свои эмоции, они умеют их сдерживать. Иногда они просто не могут выразить свои переживания словами. Психологи часто просят их начать рисовать, чтобы определить их состояние. Не стоит требовать от ребенка быстрой обработки информации. Пусть он переваривает страшную новость дозированно. Надо подарить ему это время, не упуская из виду любые симптомы возникновения у него стресса.