Готов ли школьник к учебе, каково состояние его нервной системы, сможет ли он выдержать такую нагрузку и усвоить предлагаемый объем информации? Как избежать серьезных последствий для детской психики и здоровья в случае несоответствия между возможностями ученика и предлагаемой программой обучения? Над этими проблемами родители часто не думают. Современные школьные программы построены так, что только малая часть учеников может выполнять то, что предлагается в качестве учебного материала. И при этом сохранить здоровье.
Совсем недавно, еще два десятилетия назад, репетиторы были только у отстающих учеников. И не принято было говорить вслух. Это тщательно скрывалось от окружающих. Сегодня чем больше школьных предметов отводится для дополнительного обучения, тем успешнее и «круче» ты становишься в глазах одноклассников и учителей. В какой момент все изменилось?
Школа меняет психологический гендерный портрет учеников. В итоге получаем в выпускных классах не девушек и юношей, а молодых людей неопределенного пола. В 1-ом классе мальчики и девочки различаются по 11-ти психологическим чертам характера. Мальчики сильные, любознательные, не бояться рисковать быть лидером. Девочки более открыты, мягки, чувствительны. К завершению учебы в основной школе (9 класс) сохраняется только 2 характерных показателя. В результате получается все наоборот. Характер мальчиков становится мягче, исчезает чувство ответственности. Девушки обретают «мужские» черты характера: стремление к риску, лидерству. В 16 лет у юных представительниц прекрасного пола подростковый индивидуализм достигает критических отметок: «все для меня», «мне должны».
Мальчики и девочки по-разному воспринимают учебный материал. Вряд ли эта особенность учитывается при составлении школьных учебных программ. В 5-7 классах программа обучения усложняется. А восприимчивость девочек к учебной деятельности значительно снижается. В 11 классе темпы интеллектуальной гонки нарастают. На кону – сдача ЕГЭ и поступление в ВУЗ. Уровень образованности оценивается по баллам. Вуз «не обманешь». Безграмотность, убогая речь, эстетическая глухота – это то, что сопровождает учеников при сдаче вступительных экзаменов. Не всех, конечно.
Хочется вспомнить известную народную мудрость «Каждому овощу свое время». Важно не навредить ребенку на этом долгом и сложном пути под названием «Школа». Научить ребенка умственным действиям по ходу полета мысли. Давать не «готовые рецепты», а мотивацию к самостоятельной работе, стремление к открытиям и исследованиям. Куратор Издательства Просвещение Ольга Васильева утверждает, что школа должна в современных условиях не только дать знания, но и сохранить здоровье ученика. Но думают ли об этом родители, которые стремятся задолго до школьной поры сделать из ребенка гения?