Мотивация и вовлеченность сотрудников – два важных показателя, за которыми необходимо следить любому работодателю. Однако представители HR-сообщества упоминают эти термины настолько часто, что их первоначальное значение исказилось до неузнаваемости.
Неопытные руководители полагают, что путь к мотивации сотрудников лежит через угрозы вроде «Если не закроешь проект вовремя, лишу тебя премии». По их мнению, это жестокий, но быстрый и эффективный способ повысить вовлеченность. Обычно к таким приемам прибегают руководители, которые не уверены в себе или боятся, что компанию ждет упадок. Поэтому они вымещают негатив на подчиненных. Угрозы уволить, лишить премии или сократить зарплату лишь передают этот страх сотрудникам, что вряд ли положительно скажется на эффективности. Чтобы такой руководитель получил необходимые знания в области HR (human resources) перейдите на сайт с программами по управлению персоналом.
Несчастные сотрудники нередко уходят, даже если их устраивает зарплата и другие условия. Однако не стоит путать счастье сотрудников с мотивацией и вовлеченностью. К примеру, сотрудник может с радостью ходить на работу, потому что начальник не стоит у него над душой, да и платят неплохо. Это вовсе не означает, что он с энтузиазмом работает на благо компании. Если вам кажется, что сотрудники счастливы, но недостаточно мотивированы, отбросьте сомнения, попытайтесь докопаться до источника проблемы и избавиться от нее.
Деньги – значимый источник мотивации. Практически никто не отказывается от прибавки к зарплате, но это не значит, что она повысит вовлеченность. Поэтому существует опасность, что компания просто будет тратить больше денег, а эффективность при этом не изменится. Секрет прост: прибавку нужно предлагать сотрудникам, если они превзошли ваши ожидания и работают более эффективно, чем вы рассчитывали. В случае с невовлеченным сотрудником прибавка даст лишь временный всплеск мотивации. Так вы потеряете деньги и все еще не будете знать, почему он работает без энтузиазма. Некоторые руководители также внедряют в работу титулы вроде «сотрудника месяца». Да, такое звание может придать победителю уверенность в себе, но в то же время может сильно ударить по мотивации его коллег. Поэтому в современном мире работодатели отказываются от подобной практики.
Менеджеры и руководители отделов – необходимое звено в мотивации сотрудников. Они помогают направить усилия подчиненных в верное русло. Мотивация нередко страдает, когда отношения между сотрудниками напряжены. Менеджеры стараются уделить каждому из них одинаковое количество времени – казалось бы, логичное решение. Но такой подход не всегда работает. Практика показывает, что некоторым сотрудникам требуется больше внимания от непосредственного руководства, чтобы подходить к работе с большим энтузиазмом. Это особенно актуально для новичков. В то же время некоторые сотрудники, напротив, уже достаточно мотивированы.
Несмотря на то, что некоторым сотрудникам комфортнее работать в одиночку, в большинстве случаев именно командная работа помогает компании сэкономить деньги, время и усилия, а также улучшить мотивацию сотрудников. Эффективный инструмент – внутренний корпоративный портал. Наблюдая за работой команды «в прямом эфире», сотрудники получат новую мотивацию работать продуктивнее и не подводить коллег. Такое решение особенно актуально для компаний, где часть сотрудников работает удаленно.
Пополнение в компании – всегда интересный опыт. Новички обычно смотрят на новое место работы свежим взглядом и могут предложить интересные идеи, о которых бывалые сотрудники даже не задумывались. Когда HR-менеджер направляет все усилия на найм новых сотрудников, он предполагает, что у новичков не может быть проблем с мотивацией. Они ведь только пришли в компанию и на 100% сосредоточены на работе. На самом деле новые сотрудники могут потерять мотивацию уже на этапе адаптации. Например, если новичок чувствует, что не справляется с новыми задачами. Поэтому менеджеры должны пристально следить за новичками независимо от того, насколько им комфортно на новом месте.
Мотивация сотрудников – вопрос времени, а не денег. Любая компания стремится максимально сократить затраты. Некоторые менеджеры не уделяют должного внимания мотивации сотрудников, так как боятся, что этот процесс потребует расходов. К счастью, это не так. Иногда достаточно просто поговорить с сотрудником и выяснить, что его беспокоит. Да, денежные вложения в мотивацию сотрудников не помешают, но при правильном подходе грамотный руководитель может обойтись и без них.