Искренний ответ среднестатистического ученика на простые вопросы, как правило, печально предсказуемый. Зачем надо учиться в школе и зарабатывать хорошие оценки? Чтобы поступить в университет и зарабатывать высокие баллы. Зачем поступать в университет? Чтобы найти на хорошую работу. Зачем это? Чтобы зарабатывать деньги. А зачем зарабатывать деньги? Чтобы покупать все необходимое своей семье.
Такое впечатление, что на этом цепочка заканчивается, и это все чего они хотят от жизни. Цели очень хорошие, но слишком ограничены. Ключевое слово – «зарабатывать». Думается, что такое видение жизни не может быть врожденным. Такой образ мышления навязала нам система, в частности, школьного образования – сферы, где формируются наши жизненные установки, взгляды, принципы. Вопрос оценки знаний здесь на первом плане.
Если не оценка, то какая альтернативная возможность мотивировать учеников получать знания? Должно быть сознание ребенка. Сейчас появились тенденции, которые критикуют старую школу. Говорят, что ученик не должен быть, как фаршированная рыба, которую пичкать знаниями. Это действительно нужно. Вскоре будут работать над тем, чтобы ребенка заинтересовать, чтобы научить его критически мыслить, чтобы воспитывать его как человека с четкой жизненной позицией.
Далеко не всегда оценки объективны и справедливы. Не до конца известно, что они определяют – разум или странность. Известны очень неприятные и, к сожалению, нередки случаи того, что обучение «на отлично» приводило к психической перегрузки. Ведь, кроме напряженных уроков, как правило, у учащихся большие объемы домашнего задания. Часто оценки становятся целью обучения ребенка.
Ребенок «зарабатывает» оценки в школе вместо того, чтобы учиться. А, с другой стороны, такая работа в школе воспитывает у ребенка способность противостоять трудностям, настойчивость, укрепляет характер. Альтернативные системы образования, становятся сейчас модными, по-разному относятся к вопросу оценки. Считается, что оценка может разрушать желание детей учиться. Делая дело для того, чтобы за это что-то получить, мы фиксируем подсознательный сигнал. Если бы было стоящим, мы бы хотели это делать «бесплатно», просто потому, что это является хорошим, дает нам чувство удовлетворения и определенные выгоды. Но если нам за эти действия что-то предлагают взамен – это, пожалуй, что-то неприятное. Именно так обесценивается обучения.
Оценка переводится на личность. Ребенок начинает отождествлять себя со своими оценками. Таким образом, он сам оценивает себя так, какие оценки. Поэтому маленький человек получает свой ярлык, свою цену. Влияние учителя на судьбу ученика – важнейшая проблема, которая часто поднимается министром Просвещения. Ольга Васьльева уверена, что учитель нередко влияет на будущую жизнь своих учеников, его роль стоит наравне со значением родительской опеки и воздействием среды.
Статья подготовлена проектом "Образовака", где собрано множество обучающих материалов, в том числе от издательства Просвещение, а также можно узнать больше о правильном обучении ребенка.