Составляющими качественных трудовых мотивов являются: комфортность рабочего места; положительные, бесконфликтные отношения в коллективе; подобающая оплата труда, перспектива продвижения по службе. Нужда в данных мотивах выявляется при помощи специальных анкет, тестов, предоставляемых сотрудникам.
Иногда приходиться столкнуться с проблемными сотрудниками, чье поведение неадекватно или противоречит нормам поведения, принятым в организации. Для правильной коммуникации с таким сотрудником или для влияния на него необходимо понять причину его поведения.
Психологами выделяются следующие типы проблемных сотрудников: ленивый – не дорабатывает, хотя может больше; беспомощный – боится проиграть, и именно поэтому проигрывает; злой – испытывает агрессию к окружающим, постоянно в состоянии раздраженности; эмоциональный – чрезмерное проявление эмоций мешает коммуникации; жестокий – не забывает неприятных моментов в общении с окружающими; безразличный – не имеет определенных предпочтений, равнодушен в общении с коллегами; аморальный – достигает желаемого недопустимыми для личности и бизнеса методами; самоуверенный – не в состоянии объективно оценить ситуацию, так как слишком настроен на свою позицию; недалекий – выводы ограничены и на скоропостижны; скрытный – не показывает достижений перед коллективом, стеснителен.
Проблемные сотрудники также делятся и по характеру поведения: активные, изгои, пассивные, приспосабливающиеся. Также они могут быть разделены на две группы:
Используя данную квалификацию и нужно управлять психическим состоянием персонала, а также определяться, кого можно отправлять в институт повышения квалификации. Особенно следует обратить внимание на разнообразность поведения, потому как сотрудник может повести себя по-разному. Не стоит забывать и про темперамент. Холерики, например, значительно легче поддаются агрессии или раздражению, в отличие от флегматика, которому свойственно терпение и слабое выражение собственных чувств.